Вентиляция в школе

Важным фактором для оптимального функционирования школы является поддержание здорового и комфортного внутреннего микроклимата. Однако естественная вентиляция, которая присутствует в каждом учебном заведении, не всегда способна справиться с задачей обеспечения постоянного доступа свежего воздуха.

В результате, возникает проблема духоты в классах, которая негативно сказывается на здоровье учеников и преподавателей. Дефицит кислорода, ухудшение концентрации, а также возможное скопление вредных веществ, микробов и аллергенов становятся причиной обострения различных заболеваний.

Для борьбы с этими проблемами в школьных учреждениях все чаще используются приточно-вытяжные вентиляционные системы с механическим побуждением. Такая система обеспечивает постоянную подачу свежего воздуха, а также удаляет отработанные газы и испарения из помещения.

При разработке проекта вентиляции для школы необходимо учитывать объем помещения, наличие дополнительных источников загрязнения воздуха и расход электроэнергии системы.

Наша компания компетентна в монтаже приточно-вытяжных систем вентиляции в школьных учреждениях, начиная от диагностики текущей системы до установки оборудования и сдачи готового объекта. Результатом нашей работы станет здоровый и удобный микроклимат в классах всем ученикам и педагогам.

Виды вентиляции

Для обеспечения оптимального воздухообмена в школьных классах и других помещениях необходимо руководствоваться рекомендациями и нормами, установленными в соответствующих СНиП и ГОСТах. В каждом конкретном помещении устанавливаются индивидуальные требования для создания наилучших условий для здоровья и комфорта людей, которые там находятся.

Одним из наиболее распространенных способов достижения должного воздухообмена является применение механических устройств, которые выполняют функции притока и вытяжки. Эти устройства способны обеспечить постоянную подачу свежего воздуха извне и удаление загрязненного воздуха из помещения.

В зависимости от требуемых функций и условий эксплуатации, существуют различные варианты вентиляции. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

  • Механическая вытяжка без притока (применяется для небольших учебных заведений, в которых находится не более 200 человек);
  • Приточные оконные клапаны, которые оснащены фильтрами для очистки воздуха при подаче в помещение. Они обладают уровнем шума, приемлемым для учебного процесса, однако не имеют функций подогрева и охлаждения. Также зимой класс будет получать только холодный воздух (если не предусматривается искусственный приток);
  • Приточно-вытяжная вентиляция с функцией подогрева и охлаждения приточного воздуха. Для подогрева воздуха применяется механизм рекуперации тепла, при котором теплые воздушные массы проходят через теплообменник и передают свою теплоту элементам с высокой теплопроводностью (например, меди, алюминию, оцинкованной стали и т.п.). При этом охлажденный воздух с улицы подводится к теплообменному агрегату.

Охлаждение воздуха может осуществляться несколькими способами:

  • с использованием блока водяного охлаждения;
  • с помощью компрессорно-конденсаторного устройства;
  • с помощью системы чиллер-фанкойл, которая сочетает в себе возможность работы как холодильного агрегата, так и теплового насоса.

Все эти комплексы работают как кондиционеры и позволяют устанавливать фиксированный температурный режим в помещении.

Кратность воздухообмена в школе согласно СНиП

Тип помещения Кратность воздухообмена в час
Минимальный воздухообмен в помещениях школ
Классные помещения, учебные кабинеты, лаборатории, актовый зал - лекционная аудитория, класс пения и музыки - клубная комната 2, но не менее 20 м3/ч наружного воздуха на одно место
Учебные мастерские То же
Кружковые помещения 1,5 ,но не менее 20м3/ч наружного воздуха на одно место
Спальные комнаты школ-интернатов и интернатов при школах То же
Минимальный воздухообмен в помещениях образовательных учреждений начального профессионального образования
Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории без выделения вредных веществ (неприятных запахов), залы курсового и дипломного проектирования, читальные залы, конференц-залы, актовые залы, служебные помещения 2, но не менее 20 м3/ч наружного воздуха на одно место
Лаборатории и другие помещения с выделением вредных и радиоактивных веществ, моечные при лабораториях с вытяжными шкафами По расчету в соответствии с технологическими зданиями
Лаборатории с приборами повышенной точности То же
Моечные лабораторной посуды без вытяжных шкафов 4-6
Минимальный воздухообмен в помещениях организаций дополнительного образования
Помещения для учебных и кружковых занятий (деятельность не связана с повышенной двигательной активностью, выделением вредных химических веществ, пыли) не менее 20
Мастерские по обработке металла, дерева, с крупными станочным оборудованием, кружки технического моделирования, кинофотолаборатория (деятельность связана с выделением пыли или вредных химических веществ) не менее 20
Залы спортивные, для занятий бальными танцами, хореографией, бассейны ( деятельность связана с повышенной двигательной активностью) не менее 80
Актовый зал, лекционная аудитория, помещения для кружков, хора, музыкальных занятий, библиотеки (читальные залы, абонемент) не менее 20

Расчет вентиляции в школе

При расчете системы вентиляции в школе учитываются нормы воздухообмена на одного человека и насыщенность кабинетов в разные учебные периоды. Устанавливать общеобменную вентиляцию не рекомендуется из-за возможных избытков или недостатков тепла. Вместо этого, в классах, спортзалах, мастерских, столовых, лабораториях и санузлах необходимо использовать автономную вентиляцию с соответствующими устройствами:

  • на кухне, в лаборатории, в мастерской и в школьной столовой устанавливают вытяжные устройства для организации вентиляции;
  • для туалетов и душевых предусмотрены механические вентиляционные системы;
  • спортивные и актовые залы оснащаются приточно-вытяжной вентиляцией, при этом воздух поступает через специальные заборные решетки, расположенные на высоте 2,5-3 метров;
  • в классах применяются устройства с механическим притоком воздуха.

Организация вентиляции в школах должна соответствовать требованиям, установленным в СНиП 41-01-2003 и СНиП П-Л 65-73. Кроме того, в СанПиН и СНиП 31-06-2009 указаны соответствующие требования к уровню воздухообмена для школьных помещений.

Проектирование вентиляции учебных заведений

При проектировании системы вентиляции для учебных заведений необходимо учитывать, что дети проводят здесь большую часть времени, что может привести к повышенному уровню углекислого газа. При составлении проекта следует учитывать следующие факторы:

  • наличие пластиковых окон;
  • близость дорог и производств, которые могут выбрасывать вредные вещества и газы;
  • численность ученического и преподавательского состава, а также обслуживающего персонала;
  • тип здания и его площадь.

К составлению проекта вентиляции приступают после изучения проектной документации школы, проведения всех замеров.

Монтаж вентиляции в школах

Для монтажа вентиляционной системы в школах площадью до 200 м2 обычно используется приточно-вытяжная установка, которая включает в себя следующие работы:

  • установку магистралей воздуховодов, открытые участки которых утепляются теплоизоляционными материалами толщиной 5 см;
  • установку вентиляционных агрегатов;
  • подключение канальных нагревателей для подогрева входящего воздуха;
  • установку фильтров грубой и тонкой очистки;
  • установку шумоглушителей, которые приглушают звуковой фон;
  • установку вентрешеток;
  • установку блока управления.

Для прокладки воздуховодов в стенах и потолке согласно чертежам пробивают отверстия. Составные элементы вентиляционной конструкции соединяют с помощью фасонных изделий, устанавливаются поворотники, муфты, отводы и заглушки с целью увеличить давление воздушного потока. Необходимым элементом каждой воздуховодной магистрали являются шумоглушители.

После установки оборудование подключается к электросети, и производятся пуско-наладочные испытания. Монтаж приточной и вытяжной системы производится по аналогичной схеме.

Требования и нормы

Нормы и требования для вентиляции в школах включают следующие оптимальные показатели:

  • Норма воздухообмена в классных комнатах на 1 человека должна составлять 20 м3/ч, а в спортивном зале – 80 м3/ч;
  • Температура в помещениях должна быть в диапазоне от +16 до +22°С;
  • Максимальный уровень шума не должен превышать 110 дБ;
  • Показатели влажности должны быть в диапазоне от 30% до 65%.