Вентиляция в школе

Во всех учебных заведениях, в кабинетах, коридорах, фойе существующая естественная вентиляция не справляется. Духота в классе является недостатком кислорода, поэтому в школах проектируют приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением.

Виды вентиляции

Для создания оптимального воздухообмена в классах и других кабинетах необходимо руководствоваться данными СНиП и Гост, для каждого помещения действуют индивидуальные нормы. Нагнетание воздушного потока происходит с помощью механических устройств. Независимо от погоды с помощью вентиляторов свежий воздух поступает с улицы, а загрязненный удаляется менханическим путем. Эти устройства могут подогревать, охлаждать, увлажнять, а также производить очистку воздушных потоков. Рассмотрим варианты вентилирования:

  • Механическая вытяжка без притока (допустимо для учебных заведений до 200 человек);
  • Приточные оконные клапаны, они оснащены фильтрами очистки притока. Отличаются допустимым уровнем шума что важно при учебном процессе. Из минусов: нет функций подогрева и охлаждения. Зимой в класс будет поступать только холодный воздух (если проектируется искуственный приток, то необходима естественная вытяжка с однократным обменом)
  • Приточно-вытяжная вентиляция с функцией подогрева и охлаждения приточного воздуха. Подогрев происходит с помощью рекуперации тепла, принцип работы агрегатов основан на теплообмене. Теплые воздушные массы попадают в теплообменник, повышая температуру элементов с высокой теплопроводностью (медь, алюминий, оцинкованная сталь и др.). С обратной стороны к теплообменному агрегату подводится охлажденный воздух с улицы.

Охлаждение происходит несколькими способами:

  • через блок водяного охлаждения;
  • компрессорно-конденсаторным устройством;
  • системой чиллер фанкойл, сочетающей холодильную автоматику и тепловой насос.

Данные комплексы работают по принципу кондиционеров, когда можно устанавливать фиксированный температурный режим.

Расчет вентиляции в школе

При расчетах учитывают нормы воздухообмена на одного человека, наполняемость кабинетов в разное учебное время. Общеобменную вентиляцию предусматривать не допускается из-за возможных дефицитов и теплоизбытков. В классах, спортивных залах, мастерских, столовой, лабораториях, санузлах устанавливают автономное вентилирование:

  • на кухне, в лаборатории, в мастерской, в школьной столовой для организации вентиляции требуется вытяжка;
  • туалеты, душевые оснащают механическими устройствами;
  • спортивные и актовые залы школы – приточно-вытяжной вентиляцией, заборные решетки располагаются на высоте 2,5-3 м;
  • классы – устройствами с механическим притоком.

Организация вентиляции осуществляется согласно СНиП 41-01-2003 и СНиП П-Л 65-73, требования по кратности воздухообмена для школ указываются в СанПиН и СНиП 31-06-2009.

Проектирование вентиляции учебных заведений

Школа – место, где дети проводят большую часть времени, поэтому здесь наблюдается повышенный уровень углекислого газа. Что учитывают при проектировании вентиляции в школе:

  • наличие пластиковых окон;
  • близость дороги к производствам с вредными выбросами;
  • численность ученического и преподавательского состава, обслуживающего персонала;
  • тип здания, его площадь.

К составлению проекта вентиляции приступают после изучения проектной документации школы, проведения всех замеров.

Монтаж вентиляции в школах

Школы площадью до 200 м2 оборудуются приточно-вытяжной установкой. Работы состоят из монтажа:

  • магистрали воздуховодов, открытые участки которых утепляют теплоизоляционными материалами толщиной 5 см;
  • агрегатов вентиляционных устройств;
  • канальных нагревателей для подогрева входящего воздуха;
  • фильтров грубой и тонкой очистки;
  • шумоглушителей, приглушающих звуковой фон;
  • вентрешеток;
  • блока управления.

Для установки воздуховодов в стенах и потолке согласно чертежам пробивают отверстия. Составные элементы вентиляционной конструкции соединяют с помощью фасонных изделий, устанавливаются поворотники, муфты, отводы, заглушки с целью увеличить давление воздушного потока, без них не обходится ни одна воздуховодная магистраль.

Установленное оборудование подключают к электросети и производят пуско-наладочные испытания. Монтаж приточной и вытяжной системы производится по аналогичной схеме.

Требования и нормы

Оптимальные показатели:

  • норма воздухообмена в классных комнатах на 1 человека – 20 м3/ч, спортивном зале – 80 м3/ч;
  • температура в помещениях +16-22°С;
  • максимальный уровень шума – 110 дБ;
  • показатели влажности – 30-65%.
Назначение помещения Норма притока на одного сотрудника/м3
Учебные классы 20
Спортивные залы 30
Приемная директора 80
Пищеблок 20
Допустимая температура 16-22° C
Относительная влажность 30-65%