Вентиляция автосервиса и СТО
Система вентиляции для автомастерской и СТО при разработке и монтаже требует уникальных решений, в силу специфики выполняемых работ. Концентрация угарного газа при работающем выхлопе автотранспорта – смертельно опасный фактор риска, который должна контролировать вентиляция СТО.
- Своевременное снижение концентрации ВВ в воздухе (удаление пыли, взвесей мельчайших частиц краски и других применяемых веществ, паров бензина и пр.;
- Поддержание микроклимата в оптимальном состоянии (удаление конденсата, избытка влаги), в т.ч. в нерабочее время;
- Удаление выбросов в местах их выделения (соединение с вытяжной вентиляцией выхлопной системы автомобиля во время ремонтных процедур, требующих работы двигателя);
- Подогрев воздуха зимой за счет установленных внутри системы нагревательных элементов и т.д.
Правильная работа вытяжной установки обеспечивает приток с улицы в здание в достаточном объеме, его равномерное распределение по помещению и отведение.

Типы вентиляции в автосервисах
Приточная вентиляция – поступление воздушных потоков извне – внутрь автосервиса. Вытяжная – удаление загрязненных масс из рабочих зон и всего помещения – наружу. Приточно-вытяжная – система, состоящая из приточной и вытяжной вентиляции для СТО. Монтируется на всех предприятиях по обслуживанию автомобилей (автосервисах / СТО), имеет механическое побуждение. Назначение – для всей площади и рабочей зоны (общеобменная и местная). Расчеты выполняются по нормативным документам.
Компоненты: воздуховоды, вентиляторы, распределители потоков (диффузоры), регулировочные клапаны/заслонки, нагреватели (калориферы), фильтры, подавители шумов. Управление – автоматическое. Каждый элемент выполняет свою задачу. Вентиляторы разгоняют потоки, фильтры – очищают воздух перед его выбросом за пределы автосервиса, клапаны – регулируют подачу, калориферы – нагревают. С целью снижения тепловых потерь в схеме используются рекуператоры. Они отдают часть тепла поступающим потокам, в результате чего на его нагрев требуется энергоносителя.
Требования к устройству:
- Системы местных отсосов проектируются отдельно;
- Концентрация удаляемых паров, пыли, аэрозолей в системах местных отсосов должна составлять не больше 50% НКПР;
- В окрасочном и аккумулятором цехах монтируются отдельные вентсистемы. Запрещено объединять их между собой и с СВ других помещений;
- Монтаж противодымной вентиляции выполняется, если его необходимость предусмотрена проектом здания автосервиса;
- Помещения с выделением горючих паров и газов оборудуются системами в противовзрывном исполнении;
- Приточная машина с рециркуляцией – не устанавливается (допускается ее использование в нерабочее время с выключением за 30 минут до начала рабочих процессов);
- Для воздуховодов, расположенных в помещениях для работы с автомобилями с установленным газобаллонным оборудованием нужны обратные клапаны в пределах венткамер;
- Допускается забор качественного потока из других помещений, если возникли проблемы в процессе работы (до момента их окончания).
Вентиляционные установки всегда находятся в рабочем состоянии. Места их размещения оборудуются АСКПВ (контроль выбросов). Превышение ПДК веществ в атмосфере – повод для испытания и реконструкции системы. Особенности притока и оттока зависят от назначения боксов.
Хранение машин: приточные струи направляются на радиаторы ТС. Воздух вытягивается из верхней и нижней зоны равномерно. Допускается вариант с преимущественно верхним отводом.
Ремонт и обслуживание ТС: вытяжка – из верхней зоны, подача – рассредоточено в рабочую зону и канавы (от 200 до 250 кубических метров в час на 1 метр их длины ). Объем смесей, удаляемых местными отсосами – в зависимости от мощности двигателя (до 88 кВт – 350 м3).
Лакокрасочный цех: для местной вытяжки – объединение отсосов запрещено. Скорость всасывания выбирается по таблицам в СНиП с учетом химического состава выбросов. Подача в камеры – через подшивной потолок с фильтрами. Для общеобменной вытяжки: подача – в верхнюю или рабочую зону рассеянно либо сосредоточенно – если осуществляется окраска в камерах или поступаемый воздух перегрет. Отвод – в первую очередь из верхней зоны, там, где расположены источники тепла. Скорость за 1 час – 6 кубометров на квадратный метр площади.

Проектирование вентиляции
Проектирование выполняется на основании технического задания. Это документ, в котором содержится информация по объекту и требования к устройству системы. Разделы:
- Цель обращения (основание для выполнения рабочей документации, ее содержание, тип используемого оборудования и инженерных коммуникаций и т.д.);
- Исходные данные: назначение здания, количество и площадь помещений, в которых будут монтироваться установки воздухообмена, место расположения системы и размещения ее элементов и т.д.;
- Результаты, которые должны быть получены после монтажа и сдачи СВ в эксплуатацию.
На основании документации мы подготовим эскизный и технический проекты и выполним монтаж вентиляции.
Какое оборудование используется в автосервисах?
Один из бюджетных вариантов – стационарная постовая вытяжка, имеющая потолочное или настенное крепление. Есть и другие виды:
- Рельсовые системы
- Мобильные системы
- Барабанные вытяжки. Удобный вариант при наличии электропривода шланга
- Канальная система. Это самый распространенный вариант, применяемый на отечественных автосервисах и сто. Канальные вытяжки со специальной конструкцией шлангов и наконечников. Обычно применяются на станциях технического осмотра автомобилей. Имеется много вариантов подобных систем вентиляции
Нормативы санпин:
Если во внутреннем воздухе могут присутствовать агрессивные или вредные вещества, то к системе вентиляции предъявляют следующие требования:
- поддержание температуры не ниже 15 градусов
- воздуховоды должны быть из материалов, устойчивых к воздействию вредных выделений на предприятии
- должны быть обязательно установлены дренажные системы, отводящие влагу из каналов выведения отработанного воздуха
- металлические элементы систем вентиляций автосервиса или сто должны быть надежно защищены специальными кожухами или коробами, отсекающими контакт с отходами жизнедеятельности предприятия
- клапаны, швы, все участки соединений или уплотнений должны быть качественно загерметизированы для того, чтобы избежать протечек конденсата, содержащего растворенные продукты деятельности

Расчет
Системы вентиляции регламентированы профессиональным расчетом и инструкциями в нормативной документации, по результатам которых подбирается оборудование, обеспечивающее приток воздуха в объеме, достаточном для поддержания нормированного микроклимата и комфортного нахождения в здании персонала. Процесс трудоемкий, требует учета десятков параметров.
Методика расчета – вычисления данных для вентиляции СТО:
- Определение производительности системы для удаления продуктов горения;
- Нахождение воздухообмена;
- Нахождение источников явной теплоты;
- Определение распределения кратности воздухообмена;
- Расчет воздуховодов и т.д..
При расчете учитывают: как виды ремонтов будут производится, какие мойки присутствуют, будет ли производится запуск двигателей? Есть ли местные отсосы для устранения выхлопных газов?
Расчет ведется по инструкции в утвержденной последовательности. Основная ошибка в процессе вычислений – пренебрежение незначительными параметрами или их непреднамеренный неучёт. Основной документ, по которому ведется работа – «Свод правил СП 60.13330.2012». В нем содержатся нормативные ссылки на другие нормативные документы из этой области. По полученным данным подбирают вентиляционное и силовое оборудование, сечения воздуховодов и т. д.
Нормы проектирования
Базовые требования и положения к системам вентиляции в автосервисе определяются следующими нормативными документами:
-
ОНТП 01-91 (нормы проектирования для предприятий автомобильного транспорта);
-
СНиП 2.04.05-91 («Отопление, вентиляция и кондиционирование»);
-
ВСН 01-89 с учётом СНиП 2.01.57-85 (приспособление коммунальных объектов для санитарной обработки автотранспорта).
Важно отметить, что при определении допустимых концентраций выхлопных газов в качестве основы могут быть использованы табличные данные, рассчитанные для подземных паркингов и автостоянок.

Требования и нормы
Требуемый воздухообмен в час | от 20 до 30 м3 |
Содержание CO в воздухе | рассчитывается индивидуально |